БУДУЩЕЕ УКРАИНСКОЙ ЯГОДЫ: ГОЛУБИКА И КЛЮКВА

0
33

В последние годы в Украине среди фермеров-ягодников все больше и больше набирает популярности выращивание голубики высокорослой и клюквы крупноплодной. Ягоды, которые пришли к нам из запада, мгновенно завоевали внимание не только фермеров, но и украинского потребителя. А крупные не только вкусные, но и чрезвычайно полезные ягоды, – прочно заняли место в торговых точках.

В последние годы в Украине среди фермеров-ягодников все больше и больше набирает популярности выращивание голубики высокорослой и клюквы крупноплодной. Ягоды, которые пришли к нам из запада, мгновенно завоевали внимание не только фермеров, но и украинского потребителя. А крупные не только вкусные, но и чрезвычайно полезные ягоды, – прочно заняли место в торговых точках.

Несмотря на такую популярность ягод, голубика и клюква остаются культурами экзотическими для Украины. Фермеров, которые выращивают эти ягоды в промышленных масштабах, можно на пальцах пересчитать. Поэтому выращивание ягодных культур, таких малораспространенных как голубика и клюква, перспективно в нашей стране.

Чтобы рассказать о технологии выращивания ягод и поделиться собственным опытом и опытом западных коллег, сотрудники ООО «Брусвяна» организовали V Международную конференцию «Голубика высокорослая и клюква крупноплодная в Украине 2016».

Около 60 фермеров ягодной отрасли, научных сотрудников и представителей ассоциаций на протяжении пленарного дня обсуждали вопросы мирового рынка голубики и клюквы, состояние и перспективы этих ягод в Украине. Рассматривали успешные бизнес-модели голубичных хозяйств на примере других стран и технологические аспекты выращивания ягод.

Мировой рынок голубики и клюквы, перспективы в Украине:

История голубики насчитывает не одно десятилетие. Еще сто лет назад  в диких лесах Северной Америки произрастало 26 видов голубики. Сейчас же можно утверждать, что в США и Канаде – это ягода №1 и вместе с тем эти две страны являются лидерами по ее производству и потреблению.

Кандидат сельскохозяйственных наук, замдиректора по научной работе Института садоводства НААН Украины Александр Ярещенко рассказал, что страны Северной и Южной Америки удерживают 80% мирового производства голубики, рост глобальных объемов производства возглавляют США и Чили. «Мировое производство голубики в 2014 году превысило 1,24 млрд фунтов (558,5 тыс. тонн), – продолжает Александр Ярещенко. – Темпы глобального роста производства голубики замедлились – производство выросло более чем на 35% в период 2010-2012 гг. и примерно на 20% в период с 2012 по 2014 год. Объем мирового производства голубики значительно вырос, примерно вдвое в течение последних шести лет, с 2008 по 2014 год».

Что касается Европейского рынка, то он «пошел на взлет» и ожидается дальнейший рост в выращивании ягоды. В большинстве стран Европы есть насаждения голубики, но основная «корзина» сосредоточена в нескольких странах. «Рост производства голубики в Европе, стартовавший с низких показателей, был стремительным в последние годы – на 44% с 2008 по 2010 г., на 21% в период с 2010 по 2012 г. и 45% с 2012 по 2014 гг.», – подчеркивает Александр Ярещенко.

В Украине же общая площадь насаждений голубики пока что составляет около 960 га. Валовый сбор продукции в прошлом году составил около 1500 т. Средние оптовые цены реализации ягод голубики на свежий рынок в Украине достаточно высокие. Внутренний рынок остается ненасыщенным ягодой.

Клюква также, как и голубика родом с Америки, поэтому и неудивительно, что 80% мирового производства клюквы содержится именно там. Непосредственно это штаты Висконсин и Массачусетс. Пока страны Северной Америки безусловно доминируют на мировом рынке клюквы.

Площадь насаждений клюквы в Украине суммарно составляет всего лишь около 20 га. Широко распространена в диком виде, потому, скорее всего, и нишевая. Больших коммерческих плантаций в Украине пока нет.

Успешные бизнес-модели голубичных хозяйств на примере США:

Директор ООО «Брусвяна» Лилиана Дмитриева считает, что самообразование и личностный рост сотрудников компании, это залог успеха и развития предприятия. Поэтому работники «Брусвяны» регулярно посещают семинары, тренинги, конференции в ягодной сфере. Одной из таких обучающих программ была поездка в голубичные хозяйства США. Лилиана Дмитриева рассказала о моделях ведения голубичного бизнеса американскими фермерами.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here