МОЖНО И НУЖНО ЛИ ПРОДАВАТЬ ЗЕМЛЮ?

0
137

 

Уже около 16 лет в Украине действует мораторий на отчуждение земель сельскохозяйственного назначения. Такой запрет, если это так можно назвать, был введен с принятием в 2002 году Земельного кодекса Украины и еще будет существовать как минимум до 2018 года. И начиная с введения моратория впервые и до сегодня длятся дискуссии по поводу целесообразности моратория  на продажу с/г земли.

Думаем, чем ближе будет подходить срок к решению этого сложного вопроса, тем больше будет накал страстей в обществе.  Этой статьёй мы не пытаемся поставить точку в этом вопросе. Наоборот, мы только начинаем разговор, но не с позиций «хочу или не хочу», а с освещением глубокого анализа этого вопроса и широкого подхода к этой сложной теме. Так, в наших материалах по этому вопросу будет проведен анализ юридической природы и экономической целесообразности продажи земли, а также рассмотрены другие способы использования и владения землёй в юридических тонкостях для того чтобы понять хотя бы для себя: «Можно и нужно ли продавать землю?». В нашей подборке будут даны мнения чиновников, экспертов и участников рынка, которые высказываются как «за», так и «против» свободной продажи земли с/х назначения в стране. Нами будет проанализирован термин «агробизнес» и всё что с этим связано, а поскольку в него вплетены крупные бизнес-интересы аграрных магнатов, которые, прикрываясь лозунгами о защите прав, годами воюют, оплачивая услуги политиков в контексте интересующего нас земельного вопроса.

Начать же предлагаем именно с моратория на продажу земли сельхозназначения как наиболее ценной составляющей, тем более что 28%  мировых черноземов находятся у нас в Украине.

Что же такое мораторий? В правовом смысле мораторий (лат. moratorium), морато́риум — право на отсрочку платежа по долговому обязательству, предоставляемое в административном или судебном порядке (в отличие от договорной отсрочки). Различают мораторий специальный, предоставляемый в конкретном правоотношении, и мораторий общий (генеральный), когда ввиду постигших страну бедствий (война, кризис, эпидемия) временно приостанавливаются действующие законы об обязательствах и всем жителям страны отсрочиваются их долги. Принято считать, что мораторий возник в императорском Риме, а именно, когда император Констанций I и его преемники отсрочивали долги лицам, стоявшим близко ко двору (лат. quinquennale spatium или quinquennale inducise). Грациан, Валентиниан II и Феодосий столкнулись с уже сформировавшейся традицией, которую пытались привести в систему. Наконец, Юстиниан постановил, что если большинство кредиторов находит просьбу об отсрочке, достойной удовлетворения, то меньшинство считается связанным этим решением, при этом отсрочка не должна превышать 5 лет.

Кроме того, мораторий — это договоренность государства об отсрочке или воздержании от каких-либо действий на определенный или на неопределенный срок (например, мораторий на продажу с/г земель). Но к истории моратория мы вернёмся в следующих публикациях, если в этом будет необходимость.

Таким образом, видим, что мораторий как правовой механизм — это отсрочка (то есть, в юридическом смысле запрета нет, а введено временное ограничение), а отнюдь не запрет. Акцентируем внимание тех сторонников продажи, которые именно так преподносят проблему моратория и не умолкают даже тогда, когда им напоминают о множестве схем, которыми прикрыт фактический переход прав на землю от одних лиц к другим, например институт эмфитевзиса.

Установив, что мораторий на продажу земли сельхозназначения носит характер сугубо временный, перейдём к самой проблеме. Так, согласно переходным положениям Земельного Кодекса Украины (раздел X) (далее-ЗК), мораторий действует лишь до тех пор, пока Верховная Рада Украины не примет закон, регулирующий оборот сельскохозяйственных земель. Этот закон должен регламентировать все проблемные вопросы — порядок смены собственников земельных участков, перевод земли из частной собственности граждан в собственность государственную или совместную (и наоборот), а также гарантировать, что такой переход не станет инструментом злоупотреблений.  После принятия такого закона мораторий будет снят, а граждане начнут широко использовать право продавать принадлежащие им земельные участки по своему усмотрению. Мораторий предусматривает запрет купли-продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности, кроме выкупа их для общественных нужд. Также существуют и другие ограничения, купля-продажа и изменение использования этих земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц для ведения товарного сельскохозяйственного производства, а также купля-продажа земельных участков, выделенных на местности владельцам земельных долей (паев) для ведения личного сельского хозяйства, кроме передачи их по наследству, ну и обмен земельного участка на другой земельный участок и  выкуп их для общественных нужд, кроме изменения целевого назначения земельных участков с целью их предоставление инвесторам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here