В последнее время в Украине наблюдается интерес к выращиванию ягодных культур. Они полезны не только для питания человека, но и являются одним из самых перспективных направлений агробизнеса. По оценкам экспертов, внутренний рынок ягод растет на 2-3% ежегодно.
В последнее время в Украине наблюдается интерес к выращиванию ягодных культур. Они полезны не только для питания человека, но и являются одним из самых перспективных направлений агробизнеса. По оценкам экспертов, внутренний рынок ягод растет на 2-3% ежегодно.
Где же продаются украинские ягоды и могут ли составить достойную конкуренцию европейской продукции? Эти вопросы обсудили на пресс-конференции: «Потенциал экспорта органических ягод из Украины в ЕС».
На полях нашей страны наблюдается ягодный бум, в этом уверена организатор мероприятия, руководитель проекта «АПК-Информ: овощи и фрукты» Татьяна Гетьман. По ее словам расширение площадей под ягодными культурами – это следствие повышенного интереса к этому бизнесу. Инвесторов привлекает именно высокая рентабельность производства ягод.
«Если раньше плодово-ягодным направлением интересовались фермеры, которые уже имели опыт выращивания ягод или имели агрономический опыт работы с плодово-ягодной продукцией, то сейчас в этот бизнес в основном инвестируют средства кампании, которые раньше вообще не имели отношения к сельскому хозяйству.
Инвесторы ориентируются прежде всего на цены. Ягоды – это по-прежнему достаточно дорогой продукт. Цены на основной ассортимент ягодной продукции из сезона в сезон не снижаются, а по некоторым позициям прошлый год показал значительный рост, в связи с повышенным интересом переработчиков в ЕС».
Не смотря на значительные объемы выращивания плодово-ягодной продукции и интерес к этой отрасли со стороны фермеров, практически весь урожай выращенной ягоды в Украине продается на внутреннем рынке. Мы имеем рост производства, но возможность экспорта очень ограничена. Все дело в том, что ягода – очень деликатный продукт. Не достаточно только вырастить ее. Нужно еще доработать ягоду и обеспечить грамотную логистику, что бы ее можно было продавать за пределами страны.
Татьяна Гетьман озвучила некоторые цифры по экспорту продукции: «Из Украины экспортируются очень маленькие объемы свежей ягоды. Например, клубники в стране производится около 120 тис. т, а экспортировалось менее 1 тис. т. И это – в самые лучшие годы».
Стоит учесть, что до 2014 года практически 90% свежей ягодной продукции экспортировали в Россию. Сейчас этот рынок закрыт для украинского производителя. Может ли компенсировать эту утрату зона свободной торговли с Евросоюзом? Теоретически – да. Но по мнению организаторов конференции, перспективы экспорта в ЕС есть только у замороженной ягоды.
Украинские производители ягод имеют опыт поставок замороженного товара на прилавки европейского потребителя. Не первый год экспортом ягод занимаются и представители кооператива «Киевский». Предприятие выращивает исключительно органическую продукцию, имеет соответствующий сертификат.
Учредитель кооператива «Киевский» Дмитрий Зубаха разъяснил политику кампании относительно экспорта в ЕС именно замороженной ягоды, а не свежесобранной: «Органическая ягода, которую мы выращиваем, после сбора долго лежать не может, в отличие от химической ягоды, которая может храниться неделями. Органическая ягода должна попадать на полки супермаркетов на следующий день после сборки. Свежую ягоду за такое короткое время очень сложно доставить покупателю в Европу. Товарный вид может быть потерян. Поэтому мы замораживаем продукцию. Считаем, что будущее экспорта – именно за замороженной ягодой».