ПОТРЕБЛЕНИЕ ЗЕМЛЯНИКИ В УКРАИНЕ

0
38

Земляничный десерт. На отечественном рынке среди ягод земляника занимает особое место. Она отличается от кустовых ягодников технологией выращивания, более быстрым вступлением в товарное плодоношение и высокой производительностью, условиями хранения и транспортировки, объемом рыночного предложения, уровнем потребления. Земляника является одним из любимых десертов не только в Украине, но и в мире. Будучи богатой витаминами, минеральными соединениями эта ягода полезна в рационе человека. Потребительские свойства земляники обусловливают ее широкое использование не только в свежем виде. Это придает веса продукции как важной составляющей отечественного товарооборота на потребительском рынке.

Производство. Украина в мировом производстве земляники занимает шестнадцатое место. Лидерами по валовым сборам являются Китай – 38% (3,1 млн т) и США – 17% (1,4) от мирового производства (8,1 млн т). На рынке Украины оперируют два принципиально различных по своей хозяйственной сущности вида товаропроизводства земляники: приусадебное (производители – хозяйства населения) и промышленное (сельскохозяйственные предприятия) (рис. 1).

В производстве ягод земляника в 2015 г. занимала 49,2 % (64,0 тыс. т). Это довольно незначительная доля, учитывая то, что она отмечается более быстрой ротацией по сравнению с семечковыми и косточковыми культурами, что обусловливает ее инвестиционную привлекательность.

Основная масса земляники на отечественном рынке формируется за счет хозяйств населения. В течение 2011-2015 гг. они обеспечивали в среднем 89,1% валового сбора. Сложность финансового обеспечения сельскохозяйственных предприятий наряду со значительным подорожанием энергоресурсов, удобрений, средств защиты растений, ошибками в инвестиционной и маркетинговой деятельности, низким платежеспособным спросом приводят к быстрому сокращению промышленной отрасли. Итого, в сельскохозяйственных предприятиях при незначительных массивах плодоносящих площадей под земляникой (0,9-1,2 тыс. га) практически стабильной урожайности наблюдается некоторое повышение объемов валовых сборов – до 7,5 тыс. т. Следует заметить, что урожайность в хозяйствах населения несколько превышает уровень сельскохозяйственных предприятий – в среднем на 27,8%. Одним из основных факторов, определяющих урожайность ягодных культур, является количество внесенных органических и минеральных удобрений и применения средств защиты растений от вредителей, болезней и сорняков. По нашим наблюдениям хозяйства населения под землянику вносят удобрения, но практически не применяют средства защиты растений. Поэтому ее высокая производительность обусловлена ​​в основном благоприятными почвенно-климатическими условиями.

Учитывая перемещение производства ягод в хозяйства населения, наблюдается региональная деконцентрация их площадей по всей территории государства. Больше всего выращивается земляники в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой, Житомирской, Киевской областях – 28,8 тыс. т или 45%, где сконцентрировано 3,1 тыс. га или 37,8% площадей плодоносящих насаждений. Это объясняется высокой урожайностью ягод земляники в хозяйствах населения, его плотностью (в 1,5-2,5 раза выше, чем в других областях Украины) и предпочтениями, плотностью насаждений, высоким потребительским спросом.

Производство земляники на человека в год в среднем за 2011-2015 гг. составляет 1,4 кг. В 2015 г. оно увеличилось по сравнению с 2011 г. на 25% – до 1,5 кг на человека в год. Однако, это все еще недостаточно для обеспечения оптимальной нормы потребления – 2 кг на человека в год. Даже учитывая другие направления использования или потери земляники, современные объемы валовых сборов покрывают лишь 74,3% необходимых потребностей (85,5 тыс. т).

Потребление. Уровень потребления земляники в Украине составляет около 1,0-1,2 кг на человека в год, а это 50-60% нормы потребления. Спрос на ягоды земляники в значительной мере определяется размером совокупных доходов населения. Низкая покупательная способность украинцев является одной из главных причин ограничения емкости внутреннего рынка. Это, в первую очередь, обусловлено ростом цен на коммунальные услуги и инфляцией на потребительском рынке. И все же, несмотря на снижение реальных доходов, в ягодоводстве потребители являются основными инвесторами.

Исследование уровня обеспечения отечественных потребителей в ягодах земляники показало, что общая доля их фактического удовлетворения в сфере товарно-денежного обращения составляет приблизительно 78,3%, в т.ч.: 74,3% находится в мелкотоварных и 4,0% в высокотоварных хозяйствах. В сфере натурального производства размещается около 21,7% ягод. Сокращение доли натурального и низкотоварного производства земляники возможно при условии расширения промышленного ягодоводства, повышении платежеспособного спроса населения и строительстве надлежащей инфраструктуры рынка.

Внешняя торговля. Заметим, что товарное предложение на отечественном рынке частично формируется за счет импортных поставок. Хотя их объемы незначительные – 0,1-1,3 тыс. т, несмотря на снижение таможенных тарифов после вступления в ВТО (рис. 2). Ограниченность импорта ягод земляники связана с низкой покупательной способностью населения.

В целом в Украине сложилось отрицательное сальдо в торговле свежей земляникой (импорт значительно превышает экспорт – в 2-7 раз). Импортные поставки земляники в 2015 г. поступали преимущественно из Греции – 65,5%, Нидерландов – 14,6%, Испании – 12,0%. Вместе их ввоз составил – 92,1%.

В случае с продукцией переработки наблюдается значительное преимущество экспортных поставок как замороженных, так и консервированных ягод над импортными. Это объясняется тем, что: во-первых, переработанную ягодную продукцию не готовую для потребления (например, концентраты для изготовления соков) можно транспортировать с гораздо меньшими потерями, чем свежую; во-вторых, готовая продукция отечественного производства (свежая и переработанная) является неконкурентоспособной на мировом рынке, поэтому, экспортируется в виде сравнительно «дешевого» сырья. К тому же следует принять во внимание тот факт, что украинские предприятия не имеют на данный момент нужных технологий и средств перевозки для длительного хранения ягод в свежем виде.

Каналы сбыта. Сельскохозяйственные предприятия осуществляют продажу ягод за границу. Основная доля земляники в 2014 г. экспортировалась в Россию – 79,3% (199,8 т). В 2015 г. экспорт в эту страну прекратился в связи с введением эмбарго относительно украинской плодоовощной продукции. В целом вывоз земляники сократился в 2,7 раза – до 92,1 т. Следует отечественным предпринимателям задуматься о диверсификации каналов сбыта в направлении стран Западной Европы. Незначительная доля промышленного производства земляники и низкая конкурентоспособность (качество, отсутствие привлекательной товарной упаковки, специально оборудованных хранилищ для хранения) не сопутствуют в ближайшей перспективе расширению экспорта.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here