Развитие = Экспорт

0
11861

По данным экспертов, объемы производства ягод в мире ежегодно увеличиваются в среднем на 4%, а спрос и темпы их потребления в странах с развитой экономикой опережают спрос на другие плоды. В тройку самых востребованных на свежем рынке входят земляника садовая, малина и голубика. В этом плане Украина не является исключением, однако уровень потребления ягод в нашей стране в разы ниже, чем в странах Евросоюза. При этом площади под земляникой садовой, малиной и особенно под голубикой увеличиваются. Несмотря на дорогостоящий посадочный материал и сроки вступления в стадию плодоношения – лишь на третий сезон после посадки, голубика считается сверхприбыльной культурой. В прошлом году в Украине ее розничная цена составляла 120-280 грн за килограмм, а на раннеспелые сорта значительно выше. Ожидаемый рост урожая этой культуры в ближайшем будущем может привести к негативным ценовым трендам на внутреннем рынке, что потребует расширения рынков сбыта за счет развития экспорта.

За границей украинскую продукцию готовы покупать на тридцать и более процентов дороже, но и требования к ней выше, чем в Украине. Чтобы достойно конкурировать на внешних рынках и претендовать на лучшую цену, нужно инвестировать в перспективные сорта, современную технику и СЗР, сертификацию и маркетинг, охлаждение и упаковку продукции. На практике далеко не все отечественные производители считают такое вложение средств выгодным. Поэтому ориентируются на коммерсантов, которые в сезон забирают ягоду с поля, заплатив за сырье оптовую цену.

По мнению аналитика компании «Украгроконсалт» Ольги Мозговой, без инвестиций в конкурентоспособность продукции о развитии ягодного бизнеса можно забыть. Необходимо вкладывать в него минимум 30%, а лучше 50% прибыли.     

– В Украине не хватает мощностей для охлаждения и переработки ягод. Нынешняя государственная дотация на постройку холодильников и фруктохранилищ предназначена для объема сырья от 500 и больше тонн. В тоже время зачастую весь урожай украинского фермера-ягодовода не превышает 100 тонн. То есть, государственную поддержку для этих целей мелкий фермер не получит, а собственных средств на такой дорогостоящий проект пока не достаточно. При этом мелкие собственники не спешат кооперироваться для создания современной перерабатывающей инфраструктуры. Свежее сырье из ягодников в основном отправляют на заморозку, а можно из него делать и соки, и концентраты, и смузи. При правильно организованном производстве, логистике и маркетинге ягодной продукции инвестиции могут окупиться уже на шестой год, – говорит Ольга Мозговая

(ОиФ) – Какие плодово-ягодные культуры считаются наиболее прибыльными в Украине?

(О.М.)  – Голубика, малина, а затем клубника, яблоки, груши, черешня, абрикосы и персик.

(ОиФ) – Можно ли в нынешнем году ожидать увеличения объемов их производства в Украине? 

(О.М) – Будут увеличиваться насаждения тех сортов яблок, которые востребованы на внешних рынках. Данное экспортное направление сейчас начинает развиваться. Могут возрасти площади под черешней, поскольку на нее есть спрос за пределами Украины.

Сейчас представители украинских плодовых ассоциаций стали чаще посещать другие страны. Изучают вкусы и предпочтения тамошних потребителей, особенности местных рынков, чтобы корректировать работу наших садоводов.

Для успешного экспорта, организации поставок в срок нужно развивать дистрибьюцию на местах – открывать торговые дома, арендовать склады…

То есть, увеличение объемов производства украинских плодов возможно лишь за счет увеличения экспорта. Ведь внутренний рынок Украины в сезон и так обеспечен отечественной ягодой, в основном за счет мелких землепользователей, где выращивается 85% сырья.

(ОиФ) – Каков спрос в западноевропейских странах на жимолость и крыжовник, и можно ли ожидать рост их популярности в Украине? 

(О.М) – Жимолость ни на внутреннем, ни на внешнем рынках пока не пользуется повышенным спросом. Она мягкая – плохо транспортабельная. Поэтому в Украине даже известны случаи вырубки насаждений жимолости. Что касается крыжовника, по моему мнению, его вытеснила малина. Ведь люди покупают глазами. Если разместить эти две ягоды рядом, какую вы выберете?

Чтобы популяризировать нишевую культуру, нужно инвестировать средства в промоакции, бесплатно давать ее пробовать, везде ее показывать и рассказывать о ней. Хорошей идеей может стать изготовление освежительных напитков из той или иной «нишевой ягоды». Открыть торговые точки, где из нее будут готовить свежевыжатый сок и продавать в свежем виде по доступной цене. Кстати, у нас не существует подобных сетей, в отличие от западноевропейских стран, где тренд здорового питания более популярен.

В общем, раскрутка новой товарной позиции требует колоссальных затрат времени и средств. Это под силу лишь крупным игрокам рынка, например, фермерским кооперативам, которые могут инвестировать в популяризацию, а затем организовать масштабное производство разрекламированного ими товара и сформировать крупные его партии.

Вот как раскручивали голубику в США. Местные фермеры объединялись в кооперативы. Демонстрировали, как мало затрат требуется на выращивание этой культуры, и рассказывали, как полезно для здоровья употреблять голубику. Значительные средства были вложены в маркетинг. При разработке этикетки и упаковки американские фермеры ориентировались на вкусы и предпочтения потребителей в странах экспорта.  

Такое можно повторить с той же облепихой. Готовить из нее смузи и масла. Тем более, что уже вывели сорта без шипов, что упрощает переработку данной культуры. Можно и нужно раскручивать кизил. Продукты из кизила могут стать популярными как в Европе, так и в Азии.

(ОиФ) – Что может стимулировать инвестиции в плодоовощное производство Украины?

(О.М) – Положительные примеры объединения аграриев, их кооперации для достижения коммерческих целей. Введение рынка земли сельхозназначения, что облегчит процедуру получения кредитов и юридически закрепит право производителей плодовой продукции на ее использование, ведь садовые насаждения закладывают на десятилетия. Важна и поддержка кооперативного движения со стороны государства. Ведь десять тысяч гривен господдержки, выделенных на кооператив, принесет больше пользы, чем та же сумма, разделенная поровну между десятью фермерами. К тому же, мелкому производителю тяжело самостоятельно обеспечить однотипные партии, необходимый объем и качество продукта для экспорта. Это возможно лишь в объединении с такими же участниками рынка, где согласованы общие стандарты выращивания и утвержден сортимент.

 

Александр Литвиненко