Рынок земли: продавать или не продавать? (продолжение)

0
103

 

В предыдущих номерах журнала мы уже разобрали саму суть продаж с экономической и юридической точек зрения и теперь можем перейти к нормативному обеспечению данного процесса. Те, кто хочет более детально проникнуть в изложенное, должны прочитать предыдущие номера этого журнала (майский и июньский 2017-го года).  Напомним только, что в прошлых публикациях автор, исходя из сути толкования и этимологии термина «продажа», сделал вывод о невозможности продажи земельных участков.

Итак, обратимся к такой юридической категории как «Виды объектов гражданских прав», поскольку мы говорим о земельном участке как об объекте права. Объектами гражданских прав, согласно ст.177 Гражданского Кодекса Украины (далее ГК Украины), являются вещи, в том числе деньги и ценные бумаги, иное имущество, имущественные права, результаты работ, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, информация, а также другие материальные и нематериальные блага. Как мы видим, законодателем (в данном контексте автор имеет в виду государство) не выделены земельные участки в отдельный вид, а в указанные виды земельные участки (далее з/у) не вмещаются по своим правовым признакам. Так, з/у, с одной стороны, не являются вещами, имуществом, результатом интеллектуальной деятельности, работ, услуг и материальным и нематериальным благом.  С другой стороны, единственным объектом гражданского оборота, вмещающим в себя все перечисленные виды объектов, является  земельный участок.  Но к этому утверждению автора мы ещё вернёмся. Сейчас проанализируем, как на это смотрит законодатель.

Им, очевидно для дальнейшего удобства, в ст. 178 ГК Украины регламентированы не сами объекты и виды, а режимы оборотоспособности объектов гражданских прав. Таким образом, у нас существует три режима:  свободное обращение и ограниченное, и вещи, запрещённые в гражданском обороте.

Характеристики свободного оборота даны в ч.1 ст.178 ГК Украины, а именно, свободное отчуждение (это очень важная характеристика) или переход от одного лица к другому в порядке правопреемства или наследования, или иным образом, если они не являются неотъемлемыми от физического или юридического лица.  Как видим, государство в данном перечне не обозначено. Обращаемся к ч.1 ст.167 ГК Украины, которая провозглашает, что государство действует в гражданских отношениях на равных правах с другими участниками этих отношений. Тогда возникает вопрос права государства на действия по определению перечня вещей и их оборотоспособности.  Законодательство, кроме Конституции Украины, не определяет, что такое государство, а в теории права существует простейшее обозначение (одно из многих), что государство — это особая форма организации общества с определенной территорией, экономикой и политической властью. Автор намеренно не обращался до этого момента к основополагающему документу, на основании которого и должны составляться иные законы и подзаконные акты, а это Конституция Украины. Намеренность исходила из понимания того, что многие, даже маститые правоведы, говорят о декларативности основного документа. Не будем вдаваться по этому поводу в диспут, просто обозначим, что  Конституция Украины является основным документом, и её несоблюдение, а тем более нарушение её принципов, норм и постулатов — прямая дорога к массовым протестным акциям, что мы сегодня и наблюдаем.

Так вот, ч.2 ст.5 Конституции тоже определяет, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ. Народ реализует власть непосредственно через государственные институции и органы местного самоуправления.

Необходимо заметить, народ Украины, по последним социологическим опросам, поддерживает продажу земельных участков лишь на 37,5 %, а это означает, что государство должно быть против их продажи.

Но вернёмся к Конституции Украины, поскольку мы к ней обратились. Так, ст. 13 норм прямого действия, а именно такие нормы размещены в основном Законе страны, провозглашает, что «земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности Украинского народа». Здесь нужно пояснить термин «Украинский народ», поскольку очень часто им злоупотребляют, изменяя его смысл. В преамбуле Конституции Украины определено, что Украинский народ — это граждане Украины всех национальностей. Таким образом, термин «Украинский народ» в других правовых контекстах употребляться не должен.

Как обозначено в ч.1 анализируемой статьи, «от имени Украинского народа права собственника осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления» в пределах, определенных настоящей Конституцией.

В дальнейшем мы столкнёмся с коллизийностью норм о земле. Они заложены уже в Конституции Украины. Автором неоднократно обозначалось,  что с правовой точки зрения неверно употреблять термин «земля», а именно этот термин содержит Основной Закон.

Поясню свою точку зрения.

В разных научных течениях термин «земля» имеет порой разное значение. Например, в астрономии Земля — это наша планета, а, следовательно, Украинский народ, в соответствии с Конституцией, имеет на нее право. Это не так и бессмысленно, поскольку именно об этом говорит ст.13, ограничивая это право территориально. Более того, в пользу этой трактовки говорит и перечень  сопутствующих земле природных ресурсов, а именно: воздух, вода, но в то же время в этой части ст.13, говорится о недрах земли. Это свидетельствует о том, что в данном контексте земля берётся в географическом, а не в астрономическом смысле.

Таким образом, многие делают вывод, что поскольку в Конституции дано право, а именно в формуле «являются объектами права собственности украинского народа», то реализация этого права каждым гражданином, как составляющей частью народа, презумируется. Но если принять такую точку зрения, то тогда  недра, вода и воздух должны тоже продаваться. Более того, каждый гражданин как отдельная часть власти может осуществлять её полномочия, не согласовывая с остальными частями. Абсурдность такого подхода очевидна. В правовой науке существуют термины, которые невозможно в конкретных правоотношениях разделять на части.

Это происходит следующим образом: пока все граждане вместе, это народ, а порознь — это граждане, группы людей, представители определённых направлений мысли и т.д. и т.п., но не украинский народ. То же самое происходит и с обществом. Пока ты в обществе (в большинстве), ты его составляющая часть, но только покинул его — ты уже сам по себе со своим статусом. Подтверждением правильности такой трактовки  является ч.2 ст.13 Конституции, в которой уже говорится о гражданине, а именно, что каждый гражданин имеет право пользоваться природными объектами права собственности народа в соответствии с законом. В данном случае имеем отсылочную норму к закону, который должен регулировать это право. Но акцентируем, что это право пользоваться. Это право является составляющей частью права собственности, как  владение и распоряжение. Однако только если эти права в единой триаде, можно говорить о собственности, а если они порознь, то это просто материальные права, которые несут на себе собственную суть.  Более того, в ч.2 говорится не только о земле, а и о природных объектах, коими являются недра, воздух и вода. И для всех этих объектов существует специальное законодательство, к которому мы будем обращаться.

Следует пояснить, что кроме специальных законов, которые регулируют правоотношения,  существуют общие, которые только описывают их. Так, ст.13 Конституции по отношению к земле является общей, а ст. 14 Конституции —специальной.

Обратимся к ст.14 Конституции Украины, состоящей из 2 частей. В ч.1 определяется, что земля является основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства, а ч.2 провозглашает право собственности на землю, которое гарантируется. Это право приобретается и реализуется гражданами, юридическими лицами и государством исключительно в соответствии с законом. Как видим, в данном случае, как и в ст.167 ГК Украины,  физические и юридические лица уравнены с государством в правах. То есть даже в Основном законе права государства на действия по  земельным вопросам вызывают обоснованные вопросы.

Как видим, в ст.14 существует коллизия. В ч.1 законодатель определяет землю основным национальным богатством, а в ч.2 гарантирует право собственности на неё гражданам, юр. лицам и государству. Для того, чтобы понять, в чём проблема, обратимся к самому понятию «право собственности». В ст.316 ГК Украины содержится понятие этого права. Итак, ч.1 определяет, что правом собственности является право лица на вещь (имущество), которое оно осуществляет в соответствии с законом по своей воле, независимо от воли других лиц.  Даже при большом желании в эту формулировку нельзя вписать з/у, а вот по отношению ко всему другому — это золотое правило.

 

Дмитрий Моргун, адвокат Центра правовых и политических технологий «ИН’ЮРПОЛ»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here