Высокое качество гарантирует успех

0
318

В ежегодном рейтинге издания «Gazeta Prawna» собирательный образ украинского «заробитчанина» занял второе место среди пятидесяти людей, повлиявших на польскую экономику в 2017 году. Возможно, уже в нынешнем году наши граждане выдвинутся на первое место. Ведь не секрет, что развитие польской экономики напрямую зависит от прибывающей из Украины рабочей силы.

По сообщениям «Deutsche Welle» Польша лидирует в выращивании яблок, черешен, клубники. Успешно функционирует и перерабатывающая плодоовощную продукцию отрасль. В этом автор строк убедился воочию, посетив исторический городок Лович, что в Лодзинском воеводстве. Там расположено несколько предприятий по переработке овощей, фруктов и грибов. На сегодняшний день от 10 до 90% сотрудников этих предприятий – граждане Украины.  

Польская сторона встретила делегацию журналистов из соседних стран очень гостеприимно. Была безупречно организована деловая и культурная программа мероприятия. Так, во дворце Радзивиллов, что неподалеку от Ловича, презентацию объектов экономики этого повятового (районного) центра лично провел заместитель бургомистра Богуслав Боньчак. А во дворце Марии Валевской, прославившейся романтическими отношениями с Наполеоном, в непринужденной  атмосфере  состоялась встреча с организаторами пресс-тура – руководителями  местного самоуправления и  деловой элитой местечка.

Первый консервный завод, который показали журналистам, называется  «Pszczółka» (Пчелка). Предприятие было основано в Ловиче еще в сороковых годах прошлого столетия производителями меда, а главной задачей объединения было развитие садоводства и пчеловодства. Позже кооператив стал одним из крупнейших польских производителей и экспортеров лука в Германию и Голландию. В девяностых годах прошлого столетия компания переживала упадок, пока крупный немецкий переработчик не начал покупать свежие овощи и фрукты у «Pszczółka». В 2010 году фирма уже располагала определенными средствами, которые решили вложить в оборудование польского производства для изготовления джемов и овощных консервов. Ныне эту продукцию чаще можно встретить в торговых сетях Германии, Франции, Чехии, Латвии и Литвы, чем Польши. В страны ЕС отправляется 75% произведенной консервации. Дистрибьютором является немецкая фирма-партнер, которая имеет свои магазины.  Как рассказал член правления «Pszczółka» Мечислав Яхимек, предприятию пока не хватает собственных средств для организации экспорта.

– Качество продукции – это наша ответственность, а логистикой и реализацией в странах ЕС занимаются партнеры. По условиям контракта мы обязаны в течение десяти лет предоставлять им свою продукцию, прописаны также минимальные и максимальные годовые объемы,  – говорит Мечислав Яхимек.   

«ОиФ»:

– Ваша продукция стоит дороже аналогичной немецкой, например, в Германии?

М.Яхимек:

– Продаем консервацию по себестоимости, а в каждой стране добавляется своя наценка. Цена баночки зависит от налогов и других затрат, например, на доставку. Налог в Польше составляет 23%, поэтому в магазинах Ловича 250-грамовая баночка джема «Pszczółka» стоит от трех до пяти злотых.

«ОиФ»:

– А где берете сырье?

М.Яхимек:

– Нам пока хватает плодов, выращенных фермерами Лодзинского воеводства.

 «ОиФ»:

– Планируете производить соки или другие напитки?

М.Яхимек:

– Сильно тормозит развитие недостаток рабочих рук. На постоянной основе у нас трудоустроено тридцать человек, а в сезон количество сотрудников увеличивается до 300. В основном за счет украинцев и небогатых поляков из окрестных сел. Если бы мы не построили для них общежитие, то вообще не справились бы с годовым объемом производства, не набрали бы необходимого количества рабочих. Обычно в сезон у нас работают две смены – утренняя и вечерняя, в сутки выпускаем 80 тысяч банок одних только огурцов. Изредка есть необходимость произвести 100 тыс. единиц продукции, тогда за дополнительную плату работает ночная смена. Но это бывает крайне редко.

— В Польше хоть и не привыкли в домашних условиях делать овощные консервы и соления, продать заводскую продукцию нелегко. Ощущается сильная конкуренция на рынке обработанных фруктов и овощей между предприятиями. И только обеспечив качество, можно удержаться на плаву, а высокая емкость европейских рынков обеспечит работой, – приобщается к диалогу руководитель компании «Pszczółka» Славомир Газда. – Это заставляет внедрять в производство новые продукты с низким содержанием сахара, вкладывать средства в современное оборудование. На сегодняшний день мы занимаем 25-е место в ЕС по качеству продукции.  

«ОиФ»:

– Какие сертификаты необходимы для успешной деятельности?

С.Газда:

– Имеем два польских сертификата качества и ISO. Каждые три года необходимо подтверждать сертификацию. Иногда наши партнеры приезжают и дополнительно проверяют качество продуктов.

«ОиФ»:

– Государство как-то помогает производству?

М.Яхимек:

– Два года назад получили кредит от Министерства сельского хозяйства Польши на десять лет под 5% годовых на постройку современной газовой котельной. Но выгодным его не считаем. За счет того, что в  прошлом году отправили в Германию много джема из черной смородины, удалось погасить часть долга. Но насколько успешным будет этот год и какое количество средств  сможем вернуть по условиям кредита, пока неизвестно.

«Pszczółka» в Лодзинском воеводстве считается самым маленьким перерабатывающим предприятием. А нашим следующим пунктом назначения стала средняя по величине компания «Urbanek», которая была основана тридцать четыре года назад как семейный бизнес.

Изначально предприятие реализовывало свою продукцию на внутреннем рынке, а теперь осуществляет продажи в Израиле, Германии, Эстонии, Великобритании, Южной Корее, США, Кувейте, Южной Африке, скандинавских странах и даже в Монголии. Кстати, там соленья пользуются высоким спросом. При сравнительно небольшой численности населения Монголии, по данным переписи 2015 года – чуть больше трех миллионов человек, 200 тысяч единиц продукции «Urbanek» ежегодно там расходятся «на ура». По словам одного из братьев-основателей компании Яцека Урбанека, отправляли бы туда и больше обработанных овощей и фруктов, но слишком большие расстояния и сложная логистика, поставки осуществляются лишь наземным транспортом.   

В отличие от «Pszczółka»  «Urbanek» экспортирует всего 35% продукции. Остальной товар компания реализует на родине через местные торговые сети. Очень помогает месторасположение завода – в самом сердце Польши, где намного легче получить свежее сырье и продать его в переработанном виде.

Основной ассортимент продукции — соленые огурцы и томаты, различные салаты, маринованные овощи, иногда с добавлением хрена, компоты, повидла, овощные и фруктовые пюре, пасты и концентраты.

Зимой перерабатывают свеклу, патиссоны, оливки, грибы, производят даже готовые к употреблению супы. Их при желании необходимо всего лишь разогреть. Это стало отдельным направлением деятельности предприятия. Супы готовят как традиционные – польский крупник с боровиками, рассольник, суп со щавелем, украинский борщ, так и в виде крема – с томатами, болгарским перцем, морковью, брокколи, тыквой, сладкой кукурузой, различными специями и зеленью. Такие продукты фаст-фуд очень популярны в Великобритании, там и технологию позаимствовали. В нынешнем году начали даже делать супы восточных кухонь мира – тайской, индийской, марокканской. В них добавляют много специй.

Супы имеют небольшой срок хранения, при низких температурах – до месяца, после реализации – три дня. Учитывая эту особенность, для приготовления некоторых видов супа в страну реализации отправляют лишь готовые ингредиенты, а там, на месте, уже производят товар. В заводских условиях процесс изготовления супа занимает два дня. При этом на предприятии уверяют, что не добавляют в быструю еду глютен, стабилизаторы и красители, а сырье не залеживается в ангарах.

Как рассказал Яцек Урбанек, их склад рассчитан всего на три тонны плодов, а за день на предприятии обрабатывается 25 тонн. Всю плодоовощную продукцию получают от фермеров, которые находятся в радиусе не более 80 километров от завода. С некоторыми из них сотрудничают уже более тридцати лет. Фермеры-поставщики при необходимости получают от завода кредитные средства под гарантии качества будущего урожая. При этом договоры на поставки предприятие заключает не более, чем на два года.

Завод работает в три смены. Из пяти производственных линий половина полностью автоматизирована. Коллектив составляет 240 человек. В пик сезона (конец лета – начало осени) они способны произвести около 300 тысяч банок с соленьями в сутки. На складе готовой продукции банки хранятся  в паллетах. Это дает возможность на одном квадратном метре разместить 3000 банок объемом 900 миллилитров. Стерильность на предприятии –  главное правило. Конвейерные линии несколько раз в сутки очищают, каждые полчаса работники цехов моют руки. Для приготовления маринада, по словам Я.Урбанека, используют лишь минимальное количество консервантов – соль, сахар и уксус.

 Но не все так безоблачно для бизнеса братьев Урбанек, как может показаться. Буквально на расстоянии полутора километров от них находится крупный плодоовощной переработчик «Łowicz» – лидер на национальном рынке джемов, соусов и фруктовых сиропов. Это прославленное еще в советские времена предприятие поглотила международная компания «Maspex», которая инвестировала в его модернизацию. Как, впрочем, и в другие подобные заводы Центральной Европы.

Ныне каждый второй джем на польских прилавках имеет логотип марки «Łowicz».  Группы других продовольственных товаров – солений, овощных паст и соусов, напитков и соков, причем премиум-класса, производят с десяток других брендов Польши, принадлежащих «Maspex». Ежедневно все эти предприятия обрабатывает 300 тысяч тонн овощей и фруктов, производя 100 тонн готовой продукции в сутки.  

– Наша главная задача – повышать уровень качества продукции. Это единственная возможность для увеличения продаж. Для этого нужны капиталовложения в инновации, лабораторные исследования. Мы в постоянном поиске поставщиков качественного сырья. Ведь далеко не все европейские производители отвечают нашим стандартам, – говорит технический директор перерабатывающего завода  в Ловиче Дариуш Панек.  

Он подчеркнул, что использование кредитных программ Евросоюза, которые доступны в Польше, не выгодны предприятию из-за высоких процентных ставок. Поэтому приходится надеяться лишь на частных инвесторов, которые, учитывая высокие технологические возможности завода, будут вкладывать средства  в его развитие.

Александр Литвиненко

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here